Ключевые отличия между 44-ФЗ и 223-ФЗ для объявления тендера по закупке медоборудования
Для специалистов по закупкам медицинского оборудования важно понимать нюансы проведения тендеров в соответствии с действующим законодательством. В России основные аспекты регулируются Федеральным законом № 44-ФЗ, касающимся системы государственных закупок, и Федеральным законом № 223-ФЗ, который применим к закупкам отдельными видами юридических лиц.
Федеральный закон №44 устанавливает строгие нормы для государственных закупок, регламентируя каждый шаг и участников процесса, ведь в игре бюджетные средства.
В отличие от него, закон № 223-ФЗ применяется к коммерческим структурам, которые используют личные фонды для закупок и обязаны разработать собственные правила приобретения товаров и услуг, следуя им для обеспечения прозрачности и эффективности.
Ключевое отличие этих двух подходов к закупкам заключается в источниках финансирования и категориях заказчиков. Рассмотрим ключевые отличия между 44-ФЗ и 223-ФЗ.
- Кто может быть заказчиком?
- Место проведения торгов
- Способы закупок
- Внесение изменений в контракт
- Обеспечение исполнения контракта
Кто может быть заказчиком?
При выборе закона для объявления тендера следует учитывать, что 44-ФЗ применяется преимущественно учреждениями, финансируемыми из бюджета, и требует более строгого соблюдения процедур.
В свою очередь, 223-ФЗ предоставляет больше гибкости и используется организациями, не имеющими статуса государственных или муниципальных учреждений. Понимание этих различий позволит вам эффективно организовать процесс закупки, обеспечив соблюдение всех требований и выбор оптимального поставщика медицинского оборудования для вашего лечебно-профилактического учреждения.
Для владельцев бизнеса, руководителей отделов продаж, тендерных менеджеров и экспертов, задействованных в оформлении тендерных заявок и исполнении контрактов, информация окажется крайне полезной.
Ознакомившись с официальной статистикой закупок, можно заметить интересный факт: хотя количество проведённых тендеров и число заказчиков, осуществляющих закупки согласно Федеральному закону № 44, превышает показатели тех, кто действует в рамках Федерального закона № 223, общая стоимость закупок у последних выше.
Количественные показатели заказов и проведение процедур закупки по Федеральному закону № 223 ниже, это можно заметить по статистике. Это объясняется тем, что в рамках данного закона покупки совершают коммерческие структуры, которые самостоятельно формируют свой бюджет за счет собственных доходов. В отличие от них, учреждения, работающие на бюджетные средства, осуществляют закупки, руководствуясь правилами Федерального закона № 44. Обычно стоимость контрактов по 223-му закону выше, так как они касаются более крупных и финансово независимых компаний.
Место проведения торгов
Проведение торгов по 44-му Федеральному закону осуществляется на электронных платформах без взимания платы. В то время как для закупок по 223-ФЗ и коммерческих тендеров используются платные коммерческие сайты, число которых уже более 170.
Способы закупок
44-ФЗ четко регламентирует все способы проведения закупок и их процедуры, разделяя их на конкурентные и неконкурентные, требуя обоснование выбора способа закупки и возлагая ответственность за некорректный выбор определения поставщика.
В 223-ФЗ заказчик имеет свободу в выборе формата тендера и может самостоятельно устанавливать правила и критерии для участников. Из-за этого возникает более 5000 уникальных закупочных процессов по 223-ФЗ, что усложняет задачу подрядчикам, поскольку им приходится адаптироваться под условия каждого отдельного заказчика.
При осуществлении закупочных процедур согласно Федеральному закону № 223-ФЗ, а также в контексте частных тендеров, проводится этап, на котором заказчик встречается с потенциальными поставщиками. Целью переговоров является выявление компании, предлагающей оптимальные условия сотрудничества и наиболее выгодное предложение. Для 44-ФЗ такого способа закупки не предусмотрено.
Когда исходные предложения поставщиков не соответствуют ожиданиям заказчика, вступает в силу процедура дополнительных торгов – так называемая переторжка или вторичные торги. Это шаг позволяет участникам презентовать новые, более привлекательные условия, прежде всего, касающиеся цены. Такой этап присущ тендерам в форме конкурса по 44-ФЗ, а также применим при закупках по 223-ФЗ.
Подробно способы определения поставщиков и обоснование их применения рассмотрели в следующем материале нашего цикла статей >>
Внесение изменений в контракт
В рамках Федерального закона №44 (44-ФЗ), внесение корректировок в ключевые параметры договора, такие как стоимость, сроки выполнения и спецификации товара в процессе его реализации, обычно запрещено. Однако определенные исключения прописаны в первой части статьи 95 этого закона.
Антикризисные меры для закупок в 2024 году:
- до 01.01.2025 года стороны имеют возможность по взаимному согласию вносить изменения в ключевые условия уже заключённых договоров (п. 65.1 ст. 112 44-ФЗ);
- до 31 декабря 2024 года предусмотрена возможность модификации основных параметров контрактов, касающихся поставок медикаментов, медицинских устройств и расходных материалов, если это устраивает обе стороны (п. 65.2 ст. 112 44-ФЗ);
- до конца 2024 года стороны могут вносить изменения в ключевые аспекты договора, заключенного с единственным исполнителем, ссылаясь на п.3, 40, 41, 46, 52, 56, 59 и 62 ч.1 ст.93 (п. 65.3 ст. 112 44-ФЗ);
- за период 2022–2024 гг., заказы на медикаменты и медицинские товары, произведенные федеральными и региональными органами, госучреждениями или унитарными предприятиями, а также муниципальными медучреждениями, не учитываются в общем годовом объеме закупок, определенном ч.1 ст.30 (п. 71 ст. 112 44-ФЗ)
Федеральный закон №223 предоставляет заказчикам более широкие возможности для корректировки временных рамок, стоимости и объемов поставляемых товаров, выполнения работ или услуг. Для осуществления этих изменений все детали должны быть четко зафиксированы в документе, регламентирующем закупочные процедуры компании.
Обеспечение исполнения контракта
В рамках 44-ФЗ, участники тендера обязаны предоставлять заказчику гарантии исполнения контракта, которые могут быть в форме денежных средств или банковской гарантии. Размер такого обеспечения может колебаться от 0,5% до 30% от начальной цены контракта. Однако когда закупки осуществляются с участием только малого бизнеса и социальных организаций, условия становятся более лояльными: размер обеспечения исчисляется не от максимальной начальной цены, а от окончательной стоимости контракта. Кроме того, СМП и СОНКО, которые в предыдущие три года успешно выполнили три контракта без штрафов на сумму не меньше НМЦК текущего тендера, освобождаются от необходимости предоставления обеспечения.
Поставщик сам выбирает метод гарантирования исполнения обязательств. Возможно, он перечислит средства на счет клиента, которые будут возвращены через месяц после выполнения контракта, а для субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) этот период сокращен до 15 дней. Альтернативный путь — это банковская гарантия, выдаваемая учреждениями из списка, утвержденного Минфином.
Антикризисная мера для закупок в 2024 году: до конца 2024 года заказчикам разрешено не требовать от контрагентов гарантии выполнения обязательств по контракту в соответствии с п. 64.1 ст. 112 44-ФЗ.
В контексте процедур, урегулированных 223-ФЗ, все детали по обеспечению сделки определяются непосредственно заказчиком и оговариваются в документации по закупкам.
Это ключевые отличия, которые характеризуют Федеральный закон № 44 и Федеральный закон № 223.
Помните, что законодательство постоянно эволюционирует, а текущие различия могут со временем измениться. В перспективе возможно изменение условий: их урезание или, напротив, ужесточение.
Эксперты компании «МедКуб» всегда «держат руку на пульсе» и помогут вам сделать процесс приобретения медицинского оборудования лёгким и удобным. Мы предлагаем квалифицированную помощь в выборе производителей медицинского оборудования и комплектаций, отвечающих требованиям вашего медицинского учреждения и финансовым возможностям. Консультации экспертов включают в себя разъяснения по актуальным нормативным актам в области здравоохранения, помощь в составлении технических заданий и обоснования для ведомств.
Компания «МедКуб» сотрудничает непосредственно с производителями медицинских изделий и их официальными представителями. Это позволяет нам гарантировать оперативную поставку, наличие официальных гарантий и полное соответствие оборудования действующим юридическим нормам.
Все материалы по теме госзакупок медицинского оборудования:Как провести закупку медицинских изделий в государственное ЛПУ: особенности и нормативная база >>
Способы закупок по 44-ФЗ: виды, обоснование и ответственность >>
Что такое КТРУ и как его применять при закупках медицинского оборудования? >>
© МедКуб. Все права защищены.
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
|
Написать сообщение
|
- Комментарии